Миссия школы – содействовать переводу обучающегося в режим саморазвития, обеспечив ему тем самым в перспективе социальную мобильность, возможность самореализации в условиях развитого информационного общества.
Уважаемые коллеги, предлагаю Вам познакомиться с текстом следующих документов:
Мы знаем, что на сегодняшний день утверждены ФГОС для двух ступеней общего образования: начального и основного общего образования. Начальная школа уже второй год живет в условиях внедрения ФГОС (первый год был в режиме эксперимента). В 2012 году эксперимент начнется и в пятых классах. Предстоит большая и серьезная работа. И чем раньше мы осознаем важность этой проблемы, тем комфортнее и естественнее будет этот переход.
Это должен знать каждый...
Во-первых, отличительной особенностью новых образовательных стандартов всех ступеней школьного образования является признание воспитательной компоненты как основополагающей в формировании личности школьника и его успешной социализации. Эта задача сегодня признана государством в качестве приоритетной, что отражено в Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России. С текстом документа мы более детально познакомимся в процессе самостоятельной работы.
Содержание
Общие положения
1. Национальный воспитательный идеал
2. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания
3. Духовно-нравственное развитие и воспитание
4. Базовые национальные ценности
5. Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания
О своевременности этого документа говорить не приходится... Слишком все очевидно. Как справедливо отмечается в Концепции, "в России сформировался идеал свободной в своем самоопределении и развитии личности, "освобожденной" от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом" (стр.11). Наше общество надо лечить... И на школу возлагаются большие надежды: "... в школе должна быть сосредоточена не толькко интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося" (стр. 5).
Во-вторых, в основе ФГОС лежит
системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности…
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие…
В-третьих, принципиально новым является то, что Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения имеет рамочный характер. Разработана и внедряется единая для всех уровней (включая среднее и высшее профессиональное образование!) модель стандартизации системы образования, в соответствии с которой регламентируются: структура основной образовательной программы (ООП), условия ее реализации и результаты.
Для любой ступени системообразующим элементом являются результаты.
Содержание остается открытым...
Таким образом, с введением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения значительно повышается степень свободы педагога, что однозначно потребует от всего педагогического сообщества определенных усилий в плане разработки содержательного, методического и организационного обеспечения их реализации. Естественно, что все новое связано с определенным риском. Но риск должен быть сведен к минимуму за счет наших с вами усилий, поскольку мы несем ответственность за будущее поколение России. Мы не можем допустить неудачного эксперимента. И, значит, мы должны четко понимать требования данного документа…